На главную

Устав автомобильного транспорта РСФСР

Оглавление

Приложение. Об изменениях УАТ РСФСР

В настоящее издание Устава автомобильного транспорта РСФСР включены изменения и дополнения, внесенные постановлением Совета Министров РСФСР от 16 мая 1980 г. № 253 (СП РСФСР, 1980 г, № 13, ст. 106).

1. В статьях 2 и 4 дополнительно предусмотрено, что действие Устава распространяется не только на автотранспортные предприятия и организации, но и на все другие предприятия, организации и учреждения независимо от их ведомственной подчиненности, имеющие автомобили и принявшие на себя обязательства по договору перевозки.

Указанное изменение соответствует ст. 72 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, согласно которой условия перевозки грузов, пассажиров и багажа и ответственность сторон по этим перевозкам определяются уставами (кодексами) отдельных видов транспорта.

Уточненная правовая норма позволит обеспечить единообразие арбитражной практики в применении транспортного законодательства. 2. В части 3 статьи 11 предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения министерств, государственных комитетов и ведомств, Советов Министров автономных республик, исполнительных комитетов Советов народных депутатов, кооперативных и общественных организаций могут осуществлять междугородные перевозки грузов в порядке, предусмотренном Положением об организации междугородных автомобильных перевозок грузов в РСФСР, утвержденным Советом Министров РСФСР.

Указанное Положение утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1980 г. № 140 (СП РСФСР, 1980 г., № 8, ст. 67). В нем введены ограничения для владельцев ведомственного автомобильного транспорта при осуществлении междугородных перевозок грузов. Так, установлено, что они обязаны предварительно согласовывать перевозки с предприятиями и организациями автотранспорта общего пользования, которые вправе не разрешать направление грузовых автомобилей как с грузом, так и без груза в междугородном сообщении при условии, что необходимые грузы будут перевезены их подвижным составом или путем загрузки порожних грузовых автомобилей других предприятий в попутном направлении.

3. В связи с утверждением Министерством финансов СССР, Госбанком СССР и ЦСУ СССР Инструкции о порядке расчетов за перевозку грузов автомобильным транспортом от 28 декабри 1977г. внесены изменения в статьи 47 и 48, устанавливающие, что наряду с грузоотправителем и грузополучатель несет ответственность за достоверность сведений, указанных ими в товарно-транспортной накладной, а также уточнен порядок оформления перевозок однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя суммарно за всю работу, выполненную в течение смены.

4. В статье 67 предусмотрено, что промывка и дезинфекция автомобилей и контейнеров могут осуществляться не только грузополучателем, но и грузоотправителем в случаях, предусмотренных Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом в РСФСР, а также автотранспортными предприятиями и организациями по согласованию с грузоотправителями (грузополучателями) и за их счет.

Практика применения Устава показала, что в ряде случаев грузополучатель (магазин и т. п.) не имеет возможности обеспечить промывку и дезинфекцию автомобилей и контейнеров, ввиду чего в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом РСФСР конкретизируются случаи, когда эта работа должна быть выполнена грузоотправителем.

5. В статье 76 уточняется понятие городских, пригородных, междугородных и межреспубликанских автобусных маршрутов, применительно к видам перевозок, установленным статьей 5 Устава.

Указанное дополнение поможет точно определить, с какими исполнительными комитетами Советов народных депутатов должен быть согласован вопрос об организации новых маршрутов.

6. Изменен порядок утверждения Правил перевозки почты автомобильным транспортом в РСФСР (статья 96) в связи с утверждением постановлением Совета Министров СССР от 27 мая 1971 г, № 316 (СП СССР, 1971 г., № 10, стр. 83} Устава связи СССР, в статье 57 которого предусматривается, что Правила перевозки почты утверждаются Министерством, связи СССР по согласованию с соответствующими транспортными министерствами и ведомствами.

7. В связи с утверждением Советом Министров СССР нового порядка, установления и применения цен статьей 100 предусмотрены изменения, касающиеся утверждения тарифов на автоперевозки.

Так, если раньше тарифы на перевозку грузов и на транспортно-экспедиционные услуги утверждались советами министров союзных республик, то в настоящее время это право предоставлено государственным комитетам цен союзных республик.

8. В связи с принятием Советом Министров СССР 19 ноября 1979 г. постановления «О мерах по улучшению транспортно-экспедиционного обслуживания в РСФСР» внесены изменения в статьи 103 и 124, которыми устанавливается, что предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования выполняют транспортно-экспедиционные операции и услуги при доставке грузов как в прямом автомобильном сообщении, так и в смешанном автомобильно-железнодорожном, автомобильно-водном и автомобильно-авиационном сообщениях.

Одновременно предусмотрено, что транспортно-экспедиционное обслуживание колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий и организаций осуществляется также транспортными организациями Госкомсельхозтехники.

Установлен также порядок расчетов грузоотправителей и грузополучателей с автотранспортными предприятиями и организациями за транспортно-экспедиционное обслуживание.

9. В целях повышения ответственности автотранспортных предприятий за своевременную подачу грузовых автомобилей заказчикам, а также за непредставление и опоздание подачи им автобусов статьями 129 и 130 введены повышенные санкции за эти нарушения и одновременно установлена ответственность заказчиков автобусов за отказ использовать их в согласованном количестве. Указанными статьями прежней редакции Устава вообще не предусматривалась ответственность автопредприятий за предоставление и заказчиков за отказ от использования автобусов.

10. В статье 135 предусматривается установление порядка возврата провозной платы при утрате, порче или повреждении грузов.

11. Статьями 141 и 145 с целью обеспечения соблюдения установленных нормативных сроков на погрузку и разгрузку автомобилей, а также правильности заполнения товарно-транспортных документов значительно повышены размеры штрафов за простой автомобилей, за отказ от оформления или неправильное оформление товарно-транспортных документов, а также за предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, в случаях, когда грузоотправитель неправильно указал в товарно-транспортных накладных наименования или свойства этих грузов.

12. В Устав внесен ряд новых статей.

Статья 81, разрешающая предприятиям, организациям и учреждениям приобретать у автотранспортных предприятий и организаций общего пользования билеты по предварительным заявкам для перевозки отдельных групп пассажиров в автобусах пригородных и междугородных сообщений на регулярно действующих маршрутах,

В статье 90 регламентирован порядок организации по договорам с промышленными предприятиями и строительными организациями, жилые массивы и производственные объекты которых удалены от общих линий городского пассажирского транспорта, специальных автобусных маршрутов с покрытием дополнительных расходов в случае их убыточности за счет указанных предприятий и организаций.

Возможность организации специальных автобусных маршрутов предусмотрена п. 28 постановления Совета Министров СССР от 26 декабря 1967 г. № 1152 (СП СССР. 1968 г., № 2, ст. 5).

Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 19 ноября 1979 г. № 1025 введена статья 128, устанавливающая ответственность автотранспортных предприятий и организаций ЗУ невыполнение принятых к исполнению транспортно-экспедиционных операций и услуг. Для повышения ответственности автотранспортных предприятий и организаций за необоснованную выдачу грузов ненадлежащему грузополучателю введена статья 145,согласно которой предусматривается штраф за эти нарушения, уплачиваемый помимо стоимости указанного груза.

Однако, согласно ст. 72, в случаях, когда скоропортящийся груз, перевозимый в междугородном сообщении, не может быть сдан грузополучателю, а грузополучатель не дал указаний о новом грузополучателе, груз может быть сдан для реализации другой организации, Кроме того, согласно п. 21 Правил перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в междугородном сообщении, в случаях, когда дальнейшее транспортирование скоропортящихся грузов невозможно из-за поломки рефрижераторной установки или вследствие каких-либо других технических неисправностей подвижного состава или имеются внешние признаки порчи перевозимого груза (потеки), автотранспортное предприятие или организация обязаны принять возможные меры для передачи груза в местную торговую сеть для реализации.

Основанием для снятия груза с перевозки является акт, составленный комиссией из представителей автотранспортного предприятия или организации, инспекции по качеству и торгующей (сбытовой) организации, а в случае отсутствия инспекции по качеству — с участием торгующей (сбытовой) и незаинтересованной организаций.

Введение штрафа направлено на борьбу с такого рода нарушениями, когда автотранспортные предприятия сдают груз предприятиям и организациям, не являющимся грузополучателями, без достаточных на то оснований.

13. В ряд статей Устава внесены изменения, касающиеся наименований различных министерств и ведомств.

Начальник Юридического отдела с арбитражем Минавтотранса РСФСР Д. И. Половинчик

Оглавление

Автоликбез (ю.в. гейко)|Как за рулем и выжить, и удовольствие получить (ю. в. гейко)|

©2010, GSI