На главную

Устав автомобильного транспорта РСФСР

Оглавление

Организация перевозок грузов

35. Предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования РСФСР принимают к перевозке:

а) грузы на основании утвержденных в установленном порядке планов;

б) вне плана — грузы разового характера при предъявлении их мелкими отправками, грузы, предъявляемые населением, а также грузы по указанию Министерства автомобильного транспорта РСФСР. (Пункт «б» части первой — в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 28 ноября 1969 г. № 648 — СП РСФСР, 1969 г„ № 26, ст. 141). . .

Перевозки овощей, фруктов, молока и других скоропортящихся сельскохозяйственных продуктов для заготовительных организаций и организаций потребительской кооперации производятся по плану, а также по предъявлению (без ограничения) по заявкам, представляемым за пять дней до перевозок.

Автотранспортные предприятия и организации министерств, ведомств и исполнительных комитетов Советов народных депутатов принимают грузы к перевозке в порядке, установленном соответствующим министерством, ведомством или исполнительным комитетом Совета народных депутатов. Грузы, перевозка которых вызвана стихийным бедствием или аварией, принимаются к перевозке вне плана и вне очереди. (Часть третья — в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 16 мая 1980 г. № 253 — СП РСФСР, 1980 г., № 13. ст. 106).

36. На основании плана перевозок грузов автотранспортные предприятия или организации заключают с грузоотправителями или грузополучателями годовые договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом.

При заключении договора на перевозку грузов с грузополучателем, а также при принятии от него разового заказа, он пользуется правами, несет обязанности и ответственность, предусмотренные настоящим Уставом для грузоотправителя,

Годовой договор может заключаться также автотранспортным предприятием или организацией со снабженческо-сбытовой или иной организацией, не являющейся грузоотправителем или грузополучателем. В этом случае в соответствии с договором организации, не являющиеся грузоотправителями или грузополучателями, пользуются правами и несут обязанности и ответственность, предусмотренные настоящим Уставом для грузоотправителей и грузополучателей.

Перечень случаев, когда годовые договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом заключаются автотранспортными предприятиями или организациями с грузополучателями, со снабженческо-сбытовыми или иными организациями, не являющимися грузоотправителями или грузополучателями, устанавливается Правилами.

По годовому договору на перевозку грузов автомобильным транспортом автотранспортное предприятие или организация обязывается в установленные сроки принимать, а грузоотправитель — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В годовом договоре устанавливаются объемы и условия перевозок, порядок расчетов и определяются рациональные маршруты и схемы грузопотоков.

В соответствии с годовым договором и в пределах квартального плана автотранспортное предприятие или организация по согласованию с грузоотправителем за 10 дней до начала квартала утверждает месячные планы и определяет декадные плановые задания на перевозку грузов на первый месяц квартала.

Декадные плановые задания на второй и третий месяцы квартала устанавливаются в таком же порядке за 10 .дней до начала соответствующего месяца.

Типовой годовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом разрабатывается с участием заинтересованных министерств и ведомств и утверждается Министерством автомобильного транспорта РСФСР по согласованию с Госпланом РСФСР и Государственным арбитражем при Совете Министров РСФСР. (Часть восьмая в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 28 ноября 1969 г. № 648 — СП РСФСР, 1969 г., № 26, ст. 141).

Порядок и сроки заключения годовых договоров на перевозку грузов автомобильным транспортом предусматриваются Правилами.

При постоянных хозяйственных связях автотранспортное предприятие или организация и грузоотправитель могут продлить на следующий год действие годового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом.

37. Перевозки, выполнение которых связано с переброской подвижного состава автомобильного транспорта общего пользования за пределы автономных республик, краев и областей РСФСР для работы вне места его постоянного пребывания, осуществляются по разрешению Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Перевозки, связанные с переброской указанного подвижного состава в пределах автономных республик, краев и областей для работы вне места его постоянного пребывания, осуществляются с разрешения транспортных управлений Министерства автомобильного транспорта РСФСР. (Части первая и вторая в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 28 ноября 1969 г. № 648 — СП РСФСР, 1969 г.. № 26, ст. 141).

Переброска подвижного состава автомобильного транспорта к пределах РСФСР для перевозок сельскохозяйственных продуктов и сырья в период уборки урожая (для работы вне места его постоянного пребывания) осуществляется по разрешению Совета Министров РСФСР или в порядке, им установленном.

Дополнительные расходы автотранспортных предприятий и организаций, связанные с переброской подвижного состава для работы вне места его постоянного пребывания, оплачиваются грузоотправителем (грузополучателем) по тарифам.

38. При централизованных перевозках автотранспортные предприятия и организации, сочетая перевозку и транспортно-экспедиционное обслуживание, производят по договору на перевозку грузов автомобильным транспортом и по согласованным графикам, составленным с учетом производственных процессов основного производства у грузоотправителей и грузополучателей, вывоз (завоз) грузов с промышленных предприятий, баз складов, станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов.

Порядок организации централизованных перевозок грузов, а также права и обязанности автотранспортных предприятий и организаций, грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении этих перевозок устанавливаются Правилами.

Порядок организации централизованного завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, права и обязанности автотранспортных предприятий и организаций, станций железных дорог, портов (пристаней) и аэропортов устанавливаются правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты в РСФСР.

39. Автотранспортные предприятия и организации обязаны обеспечить перевозку грузов, а грузоотправители (грузополучатели) своевременно предъявить к перевозке грузы в размерах, предусмотренных договором на перевозку грузов автомобильным транспортом или принятым к исполнению разовым заказом.

40. На перевозку грузов грузоотправитель представляет в автотранспортное предприятие или организацию при наличии годового договора на перевозку грузов соответствующую заявку, а при отсутствии годового договора — разовый заказ,

Форма заявок и порядок их представления устанавливаются в Типовом годовом договоре на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Форма разовых заказов и порядок их представления и оформления устанавливаются Министерством автомобильного транспорта РСФСР. (Часть третья — в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 28 ноября 1969 г. № 648 — СП РСФСР, 1969 г., № 26, ст. 141),

41. Должностные лица, виновные в систематическом представлении завышенных заявок на перевозку грузов при составлении плана перевозок, в непредъявлении к перевозке грузов, предусмотренных годовым договором на перевозку грузов автомобильным транспортом, заявкой или принятым к исполнению разовым заказом, а также в нарушении сроков погрузки и выгрузки грузов, несут ответственность в установленном порядке.

42. Типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов, определяются автотранспортными предприятиями и организациями в зависимости от объема и характера перевозок.

43. Огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, ядовитые, едкие вещества, а также другие опасные грузы принимаются к перевозке автотранспортными предприятиями или организациями в порядке и в случаях, предусмотренных Правилами.

44. Автотранспортные предприятия и организации обязаны обеспечивать своевременную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и выгрузки в соответствии с договорами на перевозку грузов автомобильным транспортом, а также подавать грузоотправителям под погрузку исправный подвижной состав в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным требованиям.

Подача подвижного состава, непригодного для перевозки обусловленного договором груза, приравнивается к неподаче транспортных средств.

Автотранспортные предприятия и организации в случае неподачи

по их вине подвижного состава, предусмотренного согласованными , месячными заданиями на перевозку грузов, обязаны по требованию грузоотправителей (грузополучателей) выделять подвижной состав для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного . квартала. Подвижной состав, не поданный в последнем месяце квартала, должен быть выделен в первом месяце следующего квартала.

Порядок выделения подвижного состава для восполнения недогруза устанавливается по согласованию между автотранспортным предприятием или организацией и грузоотправителем (грузополучателем). При нарушении согласованного порядка автотранспортное предприятие или организация за неподачу подвижного состава, а грузоотправитель (грузополучатель) за непредъявление грузов к перевозке несут ответственность, установленную за невыполнение плана перевозок.

45. По договору перевозки груза автотранспортное предприятие или организация обязуются доставить вверенный им грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

При перевозке грунта в отвалы, снега и других грузов, по которым не ведется складского учета (грузы нетоварного характера), автотранспортные предприятия и организации по условиям договора перевозки могут быть освобождены от обязанности сдавать груз грузополучателям.

46. Автотранспортные предприятия и организации принимают к перевозке отдельные грузы с объявленной грузоотправителем (грузополучателем) ценностью. Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза. В случае разногласий между автотранспортным предприятием или организацией и грузоотправителем (грузополучателем) стоимость груза определяется экспертизой, о чем составляется акт.

Перечень грузов, объявление ценности которых является обязательным, а также грузов, объявление ценности которых не допускается, устанавливается Правилами.

47. Грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

Грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в товарно-транспортной накладной. Автотранспортные предприятия и организации имеют право проверять правильность этих сведений. (Часть вторая — в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 16 мая 1980 г. № 253 — СП РСФСР, 1980 г.. № 13, ст. 106). . Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными, автотранспортным предприятием или организацией к перевозке не принимаются.

Перевозка грузов нетоварного характера оформляется актом замера или актом взвешивания. При массовых перевозках грунта определение его количества может производиться геодезическим замером. Порядок составления акта замера или акта взвешивания, а также порядок приема и сдачи грузов нетоварного характера устанавливаются Правилами. Пользование автомобилем с оплатой его работы по повременному тарифу оформляется записями грузоотправителя (грузополучателя) в путевом листе с указанием пробега и времени, нахождения автомобиля в его распоряжении за вычетом времени обеденного перерыва шофера.

Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа, а также правила их заполнения утверждаются в порядке, установленном Советом Министров СССР.

Министерства и ведомства-грузоотправители устанавливают форму товарно-транспортных накладных в соответствии с Типовой формой товарно-транспортной накладной.

48. Перевозки однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя на одно и то же расстояние могут оформляться одной товарно-транспортной накладной, одним актом замера или одним актом взвешивания суммарно на всю работу, выполненную автомобилем в течение смены, в порядке, устанавливаемом Правилами.

(В редакции постановления Совета Министров РСФСР от 16 мая 1980 г. № 253 — СП РСФСР, 1980 г., № 13, ст. 106).

49. Перевозка груза производится автотранспортным предприятием или организацией, как правило, без сопровождения его экспедитором грузоотправителя (грузополучателя).

Перечень грузов, перевозимых в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя), и порядок перевозки этих грузов устанавливаются Правилами.

50. При приеме груза к перевозке шофер-экспедитор автотранспортного предприятия или организации предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенный печатью автотранспортного предприятия или организации.

51. Прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью шофера-экспедитора во всех экземплярах товарно-транспортной накладной, один из которых вручается грузоотправителю.

52. Грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз к перевозке (затарить, подгрутшировать по грузополучателям, заготовить товарно-транспортные документы, пропуска на право проезда к месту погрузки и выгрузки грузов и т. п.), с тем чтобы обеспечить рациональное использование подвижного состава и сохранность груза в пути следования.

При предъявлении грузов в таре или упаковке и штучных грузов мелкими отправками грузоотправитель обязан заблаговременно замаркировать каждое грузовое место в соответствии с Правилами.

Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их при перевозке от утраты, недостачи, порчи и повреждения, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям, или в установленных случаях в иной исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность.

Сельскохозяйственные продукты, отправляемые колхозами и заготовительными организациями потребительской кооперации, могут приниматься к перевозке в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при перевозке.

Груз, который был предъявлен грузоотправителем в состоянии, не соответствующем правилам перевозки, и не был приведен им в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий своевременную отправку, считается непредъявленным.

53. Время прибытия автомобиля под погрузку исчисляется с момента предъявления шофером путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия автомобиля под разгрузку — с момента предъявления шофером товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки.

При наличии в пунктах погрузки и разгрузки (кроме станций железных дорог) въездных ворот, или контрольно-пропускных пунктов время прибытия автомобиля под погрузку или разгрузку исчисляется с момента предъявления шофером путевого листа или товарно-транспортной накладной грузоотправителю или грузополучателю у въездных ворот или на контрольно-пропускном пункте.

Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения шоферу надлежаще оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз.

Время пробега автомобиля от ворот или контрольно-пропускного пункта к месту погрузки или разгрузки и обратно исключается при исчислении времени нахождения автомобиля под погрузкой или разгрузкой.

В случае прибытия автомобиля под погрузку ранее согласованного времени автомобиль считается прибывшим под погрузку в согласованное время, если грузоотправитель не примет его под погрузку с момента фактического прибытия.

Грузоотправители, грузополучатели, станции железных дорог, порты (пристани) и аэропорты, получающие или отправляющие грузы, обязаны отмечать в товарно-транспортных накладных время прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки и разгрузки их.

Порядок оформления отметок о времени прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки и разгрузки при перевозке грузов устанавливается Правилами, а при осуществлении централизованного завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты — правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты в РСФСР.

54. Грузоотправители, грузополучатели, станции железных дорог, порты (пристани) и аэропорты обязаны осуществлять погрузку и разгрузку автомобилей в установленные сроки.

Сроки погрузки грузов на автомобили и выгрузки грузов из них, а также сроки выполнения дополнительных операций, связанных с погрузкой и выгрузкой грузов, устанавливаются правилами применения тарифов, предусмотренными статьей 100 настоящего Устава, а при осуществлении погрузки или выгрузки грузов станциями железных дорог, портами (пристанями) и аэропортами — правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты в РСФСР.

Грузоотправители, грузополучатели, станции железных дорог, порты (пристани) и аэропорты должны максимально сокращать время погрузки и разгрузки автомобилей.

55. При перевозке автомобильным транспортом строительных и других грузов в массовых количествах грузоотправители и грузополучатели обязаны обеспечить прием и отпуск грузов ежесуточно не менее чем в две смены, в том числе в выходные и праздничные дни, не допуская в эти дни снижения объема погрузочно-разгрузочных работ.

При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов грузополучатели обязаны принять прибывший в их адрес груз от автотранспортного предприятия или организации в сроки, установленные транспортными уставами (кодексами) соответствующих видов транспорта или изданными на основании их правилами.

Автотранспортные предприятия и организации, осуществляющие технологические перевозки грузов, обеспечивают бесперебойную работу обслуживаемых предприятий и организаций в соответствии с планом и годовым договором на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Шоферы автомобилей, занятые на технологических перевозках, должны быть проинструктированы и пройти обучение в соответствии с действующими на обслуживаемом предприятии правилами и инструкциями.

56. Необходимые для погрузки и перевозки приспособления и вспомогательные материалы (козлы, стойки, прокладки, лотки, подкладки, проволока, щитовые ограждения и т. п.) должны предоставляться и устанавливаться грузоотправителем и сниматься грузополучателем.

Брезент и веревки для укрытия и увязки грузов предоставляются автотранспортным предприятием или организацией с оплатой по тарифам.

Все приспособления, принадлежащие грузоотправителю, выдаются , автотранспортным предприятием или организацией грузополучателю вместе с грузом или возвращаются ими грузоотправителю в соответствии с его указанием в товарно-транспортной накладной и за его счет.

57. Погрузка грузов на автомобиль, закрепление, укрытие и увязка грузов производятся грузоотправителем, а выгрузка грузов из автомобиля, снятие креплений и покрытий — грузополучателем.

Шофер обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а также сообщить грузоотправителю о замеченных неправильностях в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности. Грузоотправитель по требованию шофера обязан устранить обнаруженные неправильности в укладке и креплении груза.

58. Автотранспортное предприятие или организация может по соглашению с грузоотправителем или грузополучателем принять на себя погрузку и разгрузку:

а) тарных, штучных и катно-бочковых грузов, доставляемых предприятиям торговли и общественного питания с небольшим товарооборотом;

б) иных грузов при наличии у автотранспортного предприятия или организации средств механизации погрузочно-разгрузочных работ. В этом случае в годовом договоре на перевозку грузов автомобильным транспортом должны предусматриваться условия, обеспечивающие максимальное использование погрузочно-разгрузочных механизмов, обязанность грузоотправителя производить предварительную подготовку груза (укладку на поддоны, в контейнеры и т. п.) и предоставлять место для стоянки и мелкого ремонта погрузочно-разгрузочных механизмов, а также помещения для рабочих.

59. На станциях железных дорог, в портах (на пристанях) и аэропортах погрузка грузов на автомобиль и выгрузка грузов из автомобиля производятся силами и средствами станции железной дороги, порта (пристани) и аэропорта, за исключением опасных и наливных грузов на станциях железных дорог и опасных грузов в портах (на пристанях) и аэропортах, погрузка и выгрузка которых производятся соответственно грузоотправителем или грузополучателем.

На грузовой автостанции погрузка грузов на автомобиль и выгрузка грузов из автомобиля производятся силами и средствами автостанции.

60. При перевозках грузов в массовых количествах грузоотправители и грузополучатели, а также автотранспортные предприятия и организации должны предусматривать в годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом выполнение погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом, внедрение прогрессивных методов выполнения этих работ. В пунктах с небольшим грузооборотом погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться с использованием различных средств простейшей механизации.

61. Грузоотправитель и автотранспортное предприятие или организация при перевозке грузов обязаны в пределах объемов грузов, указанных в заказе грузоотправителем (грузополучателем), производить загрузку подвижного состава до полного использования его вместимости, но не выше его грузоподъемности.

При массовых перевозках легковесных грузов (в том числе сельскохозяйственных грузов) автотранспортное предприятие или организация обязаны наращивать борта или принимать другие меры, обеспечивающие повышение использования грузоподъемности подвижного состава.

62. При сдаче грузоотправителем и приеме автотранспортным предприятием или организацией грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должен быть определен и указан в товарно-транспортной накладной вес этих грузов,

Тарные и штучные грузы принимаются к перевозке с указанием в товарно-транспортной накладной веса груза и количества грузовых мест. Вес тарных и штучных грузов определяется грузоотправителем до предъявления их к перевозке и указывается на грузовых местах. Общий вес груза определяется взвешиванием на весах или подсчетом веса на грузовых местах по трафарету или по стандарту. Для отдельных грузов вес может определяться расчетным путем, по обмеру, по объемному весу или условно.

В тех случаях, когда автотранспортные предприятия и организации осуществляют централизованный вывоз грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов, соответствующие транспортные организации обязаны сдавать грузы автотранспортным предприятиям и организациям с проверкой веса или количества мест, а также состояния груза. При этом тарные и штучные грузы выдаются с проверкой веса и состояния груза только в поврежденных местах.

Запись в товарно-транспортной накладной о весе груза с указанием способа его определения производится грузоотправителем.

63. Определение веса груза производится совместно грузоотправителем и автотранспортным предприятием или организацией техническими средствами грузоотправителя, а на грузовых автостанциях — совместно грузоотправителем и автотранспортным предприятием или организацией техническими средствами автотранспортного предприятия или организации.

При перевозке грузов в крытых автомобилях и прицепах, отдельных секциях автомобилей, контейнерах и цистернах, опломбированных грузоотправителем, определение веса груза производится грузоотправителем.

64. Загруженные крытые автомобили и прицепы, отдельные секции автомобилей, контейнеры и цистерны с назначением одному грузополучателю должны быть грузоотправителем опломбированы, а мелкоштучные товары, находящиеся в ящиках, коробках и другой таре, опломбированы или обандеролены.

Порядок пломбирования автомобилей, прицепов, отдельных секций автомобилей, контейнеров и цистерн устанавливается Правилами,

При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов прием автотранспортными предприятиями или организациями грузов от станций железных дорог, портов (пристаней) и аэропортов производится по правилам, действующим соответственно на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

65. Сдача грузов грузополучателю в пункте назначения по весу и количеству мест производится в том же порядке, в каком грузы были приняты от грузоотправителя.

Грузы, прибывшие в исправных автомобилях, прицепах, отдельных секциях автомобиля, контейнерах и цистернах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки веса и состояния груза и количества грузовых мест.

66. В пункте назначения автотранспортное предприятие или организация при сдаче груза обязаны проверить вес, количество мест и состояние груза в случаях:

а) прибытия груза в неисправном кузове подвижного состава или в исправном кузове, но с поврежденными пломбами или с пломбами попутной грузовой автостанции;

б) прибытия скоропортящегося груза с нарушением сроков доставки этого груза или установленного правилами температурного режима при перевозке;

в) прибытия груза, погруженного автотранспортным предприятием или организацией со склада грузовой автостанции;

г) выдачи груза со склада грузовой автостанции. Тарные и штучные грузы во всех случаях выдаются автотранспортным предприятием или организацией с проверкой веса и состояния груза только в поврежденных местах. При обнаружении повреждения тары, а также других обстоятельств, могущих влиять на состояние груза, автотранспортное предприятие или организация обязаны произвести проверку груза в поврежденных местах по товарно-транспортным накладным со вскрытием поврежденных мест.

При отсутствии автомобильных весов у грузополучателя грузы, перевозимые навалом или насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки веса.

Вес груза считается правильным, если разница в весе груза, определенном в пункте отправления, по сравнению с весом, оказавшимся в пункте назначения, не превышает норм, установленных Государственным комитетом СССР по стандартам, и норм естественной убыли веса данного груза, утвержденных в установленном порядке. (Часть четвертая — в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 16 мая 1980 г. № 253 — СП РСФСР, 1980 г, № 13, ст. 106).

67. Грузополучатель и автотранспортное предприятие или организация обязаны полностью выгрузить из автомобиля прибывший в адрес грузополучателя груз.

После выгрузки груза автомобили и контейнеры должны быть очищены грузополучателем от остатков этого груза, а после перевозки животных, птицы, сырых животных продуктов и скоропортящихся грузов грузополучатель обязан промыть подвижной состав и при необходимости произвести его дезинфекцию.

В случаях, предусмотренных Правилами, промывка и дезинфекция автомобилей и контейнеров осуществляются грузоотправителем.

Автотранспортное предприятие или организация может по согласованию с грузоотправителем или грузополучателем принимать на себя за плату выполнение работ по промывке и дезинфекции автомобилей и контейнеров. (Части третья-четвертая — в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 16 мая 1980 г., № 253 — СП РСФСР. 1980 г. № 13, ст. 106).

68. Если при проверке веса, количества грузовых мест или состояния груза в пункте назначения будут обнаружены недостача, порча или повреждение груза или если эти обстоятельства установлены актом, составленным в пути следования, автотранспортное предприятие или организация обязаны определить размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза.

При необходимости производства экспертизы автотранспортное предприятие или организация по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает соответствующих специалистов.

69. Автотранспортные предприятия и организации обязаны осуществлять доставку грузов при междугородных перевозках в установленные сроки.

Сроки доставки грузов при междугородных перевозках и порядок их исчисления устанавливаются Правилами.

70. Автотранспортные предприятия и организации обязаны переводить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильного транспорта, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличением пробега.

Перевозки грузов с увеличением пробега по автомобильным дорогам, на которых организованы регулярные междугородные перевозки, допускаются по разрешению Министерства автомобильного транспорта РСФСР, а по остальным автомобильным дорогам — по разрешению соответствующего транспортного управления. (Часть вторая — в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 28 ноября 1969 г. № 648 — СП РСФСР, 1969 г., № 26. ст. 141).

Автотранспортное предприятие или организация обязаны при приеме заказа поставить грузоотправителя в известность об увеличении расстояния перевозки. В этом случае провозная плата взимается за фактическое расстояние перевозки.

71. Автотранспортные предприятия и организации при перевозке грузов в междугородном сообщении обязаны доставлять их на склад (квартиру) грузополучателя. Порядок доставки грузов на склад (квартиру) грузополучателя и оплаты за доставку грузов устанавливается Правилами. Хранение грузов на складах автотранспортных предприятий и организаций, если это предусмотрено Правилами, производится бесплатно в течение одних суток с момента извещения грузополучателя о прибытии груза. Предельный срок хранения грузов на складах автотранспортных предприятий и организаций — 30 суток.

За хранение груза свыше одних суток автотранспортное предприятие или организация взимает с грузополучателя (грузоотправителя) плату, установленную тарифами.

По истечении предельного срока хранения не востребованные грузополучателем грузы подлежат реализации в порядке, установленном Правилами.

72. Автотранспортное предприятие или организация выдает груз в пункте назначения грузополучателю, указанному в товарно-транспортной накладной.

Получение груза удостоверяется подписью и печатью (штампом) грузополучателя в трех экземплярах товарно-транспортной накладной, два из которых остаются у шофера-экспедитора.

При городских и пригородных перевозках в случаях отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия или организации, груз переадресовывается грузоотправителем в порядке, установленном Правилами, другому грузополучателю или возвращается грузоотправителю. В этих случаях стоимость перевозки груза в оба конца, а также штраф за простой автомобиля оплачиваются грузоотправителем. Грузополучатель обязан сделать в товарно-транспортной накладной отметку об отказе в приеме груза, заверенную подписью и печатью (штампом).

При междугородных перевозках, а также при централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов грузополучатель обязан принять от автотранспортного предприятия или организации доставленный ему груз. В случае прибытия груза, поставка которого не предусмотрена планом (договором, заказом, нарядом), грузополучатель принимает такой груз на ответственное хранение, о чем указывается в товарно-транспортной накладкой. (Часть четвертая — в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 16 мая 1980 г. № 253 — СП РСФСР, 1980 г., № 113, ст. 106).

Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в том случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые автотранспортное предприятие или организация несет ответственность, изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования груза по прямому назначению.

При невозможности сдать груз грузополучателю при междугородных перевозках по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия или организации, грузоотправитель обязан дать автотранспортному предприятию или организации указание о новом пункте назначения груза в порядке, установленном Правилами.

В случае, когда автотранспортное предприятие или организация не имеют возможности доставить груз к месту нового назначения, они могут отказаться от этой перевозки, поставив об этом в известность грузоотправителя. В этом случае автотранспортное предприятие или организация возвращает груз грузоотправителю. Связанные с этим дополнительные расходы (прогон и простой подвижного состава, хранение груза и т. п.) оплачиваются грузоотправителем.

Если скоропортящийся груз, перевозимый в междугородном сообщении, не может быть сдан грузополучателю, а грузоотправитель не дал указаний о новом грузополучателе, груз может быть сдан для реализации другой организации.

73. Сумма, полученная автотранспортным предприятием или организацией за переданный другой организации груз, за вычетом сумм, причитающихся автотранспортному предприятию или организации, перечисляется:

а) грузополучателю, указанному в товарно-транспортной накладной, — в случае оплаты им стоимости груза;

б) грузоотправителю — во всех остальных случаях. При невозможности перечислить указанную сумму грузополучателю или грузоотправителю эта сумма по истечении срока, установленного для предъявления претензий за не доставленные по назначению грузы, поступает в доход республиканского бюджета РСФСР.

В случае последующего возмещения грузоотправителю или грузополучателю в претензионном или исковом порядке суммы стоимости переданного другой организации груза, которая уже перечислена в доход республиканского бюджета РСФСР, автотранспортное предприятие или организация уплачивает эту сумму за счет очередных перечислений в республиканский бюджет РСФСР.

Оглавление

Автоликбез (ю.в. гейко)|Как за рулем и выжить, и удовольствие получить (ю. в. гейко)|

©2010, GSI